I. История

Горный университет – первое высшее техническое учебное заведение России. Указ о его создании в 1773 году подписала императрица Екатерина II, а величественный архитектурный ансамбль, предназначенный специально для учащихся Горного училища, как тогда назывался вуз, построил великий российский зодчий Андрей Воронихин. Изначально, до постройки нынешнего здания в 1806-1811 годах, инженеров по горной части готовили здесь же, в выкупленных у графа П.Б.Шереметева двух домах, находящихся на углу 22-й линии Васильевского острова и набережной Невы.

Первыми студентами, зачисленными в Горное училище 28 июня 1774 года, стали 19 студентов Московского университета, уже прошедшие изучение основ химии, арифметики и геометрии, немецкого, французского и латинского языков, 4 пробирных ученика из химической лаборатории Берг-коллегии и 6 отроков на «собственный кошт». Первый отряд горных офицеров был выпущен из училища в ускоренном порядке уже в 1776 году. К концу ХVIII века здесь обучалось 108 человек.

В ХIХ веке в Петербургском горном институте, как называется вуз с 1866 года (ранее - Горный кадетский корпус (1804-1833) и Институт корпуса горных инженеров (1834-1866)) обучаются представители привилегированных сословий и лишь незначительная часть крестьян и разночинцев. Устанавливается публичная защита на Учёном совете диссертаций на звание профессора или адъюнкта. Введено написание дипломных проектов по горному и горнозаводскому разрядам.

Во времена царствования Александра III на высшем уровне декларируется, что минерально-сырьевой комплекс является «важнейшей частью экономического развития государства нашего». Единственным на тот момент «конструкторским бюро» для добывающей отрасли, естественно, является Горный институт.

В годы Великой Отечественной войны преподаватели и студенты Горного института занимались эвакуацией ценного оборудования и музейных коллекций, участвовали в строительстве оборонительных сооружений под Ленинградом и защите города от фашистов, диверсионной деятельности во вражеском тылу в составе партизанских отрядов

Особняком в ряду достижений учёных вуза того времени стоит изобретение профессора Александра Кузнецова. Он вместе с группой соавторов предложил военным новое взрывчатое вещество «Синал» (Si N Al), созданное на основе алюминиево-кремниевой смеси. В качестве активной добавки использовалась кембрийская глина, которой в городе и на его окраинах было предостаточно. В условиях дефицита боеприпасов эта инновация стала настоящим научным прорывом.

Простота технологии позволила наладить массовый выпуск взрывчатки в нескольких вузах и на ряде заводов города уже в августе. В Горном институте действовало два цеха, выпускавших в сутки более двух тонн «Синала» и каждую десятую гранату для ленинградского фронта. В связи с этим он стал одной из целей при авианалётах и артобстрелах. Уже к середине войны в той или иной степени здесь были разрушены все корпуса. А 24 февраля 1942 года прямым попаданием фугаса был уничтожен первый цех спецпроизводства. К концу войны вуз лишился более трёх тысяч квадратных метров своих площадей, остальные требовали капитального ремонта.

В послевоенные годы институт постоянно увеличивает выпуск специалистов на дневном отделении, а в 60-е подготовка инженеров начинается по вечерней и заочной системам. К началу ХХI века общий выпуск инженеров для флагманов российской и мировой добывающей и перерабатывающей индустрий превысил 40 тысяч человек.

За выдающиеся заслуги в области подготовки кадров для геологии, горного дела, металлургии и развитие науки институт был удостоен высших наград – Ордена Ленина в 1944 году, Ордена Трудового Красного Знамени в 1948 году, Ордена Октябрьской революции – в 1973 году.

II. Горный музей

Горный музей занимает лучшие исторические помещения университета и является его неотъемлемой частью. Начало собранию положил Минеральный кабинет “Российских и иностранных минеральных ископаемых тел”. Все рудники, копи и горнозаводские предприятия по повелению Екатерины II были обязаны присылать в Кабинет наиболее ценные образцы.

В настоящее время Горный музей – хранитель уникальных минералов, руд, горных пород, палеонтологических редкостей, собраний моделей, макетов по истории горной и горнозаводской техники, изделий камнерезного и ювелирного искусства. Фонды музея составляют 240 тысяч экспонатов. Многие из них уникальны.

После реконструкции 2015 года внешний вид исторических залов, построенных выдающимся российским зодчим Андреем Воронихиным, стал ещё более торжественным и эффектным, а выставочное пространство значительно расширилось.

III. Преемственность традиций

Среди выпускников университета, на счету которых сотни открытых месторождений и спроектированных производств, - знаменитые на весь мир геологи Александр КарпинскийВладимир  Обручев, Дмитрий Наливкин, основоположник учения о нефти Иван Губкин, реформатор отечественной металлургической отрасли Павел Обухов, первооткрыватель Волго-Уральской нефтегазоносной провинции Павел Преображенский и многие другие.

Александр Карпинский Владимир Обручев Иван ГубкинПавел Обухов  Павел Преображенский

Для того чтобы продолжить дело, начатое великими предшественниками, ежегодно около тысячи восьмисот человек становятся студентами первого курса «Горного». Конкурс составляет 11-13 человек на место.

IV. Приборно-лабораторная база

Сегодня Горный – это сплав богатейших традиций, передаваемых из поколения в поколение, и современных технологий. Его приборно-лабораторная база является одной из лучших в России, причём использовать её ресурс могут не только учёные, но и студенты профильных факультетов. В их распоряжении также учебно-научные полигоны, расположенные в Ленинградской и Новгородской областях.

В Горном университете ведутся интенсивные исследования по основным проблемам развития сырьевой базы страны, в области рационального природопользования, разработки прогрессивных энергосберегающих технологий добычи и переработки полезных ископаемых, снижения антропогенного воздействия на экосистемы.

V. Научные достижения

На счету учёных Горного университета тысячи патентов, сотни медалей престижнейших международных выставок, десятки правительственных премий и наград. Это следствие научной деятельности, имеющей широкое практическое применение. Например, на основе анализа данных магнитотеллурического зондирования и результатов сейсморазведочных работ представителями вуза открыт ряд месторождений нефти с запасами более 30 миллионов тонн.

Создано экологически безопасное производство по подземной добыче и комплексной переработке богатых железных руд Курской магнитной аномалии в условиях водонесущих горизонтов. Обеспечено инновационное развитие значительной части нефтегазовой отрасли и агрохимического производства. В числе компаний, чья стратегия развития разработана учёными «Горного» - ГК «Фосагро», «Титан» (Омск) и многие другие.

VI. Антарктида

Особняком в ряду научных достижений вуза стоит проникновение буровиками Горного университета в подледниковое озеро Восток в Антарктиде. Этот крупнейший на белом континенте водоём, миллионы лет изолированный от внешнего мира, находится на глубине 3769 метров.

Пробы воды из него и керны льда из скважины сегодня изучают, в частности, для того, чтобы получить информацию о состоянии атмосферы Земли десятки и сотни тысяч лет назад. И спрогнозировать изменения климата в ближайшие столетия.

Уникальные буровые установки станции «Восток» были созданы именно в Горном университете. На протяжении всех лет использования учёные петербургского вуза контролировали техническое состояние агрегатов и работали над инновациями в этой сфере.

VII. Аудиторный фонд

В Горном университете созданы все условия не только для научной деятельности, но и для обучения студентов, в том числе людей с ограниченными возможностями. Разнообразие аудиторного фонда позволяет читать лекции как для больших, так и для маленьких групп учащихся.

В учебном корпусе №2 по адресу: Средний проспект В.О., д.82 функционирует бассейн. Здесь проводятся как плановые занятия для студентов, так и статусные соревнования.

VIII. Инженерный корпус

К началу учебного года 2015/16 Горный университет ввёл в эксплуатацию на Васильевском острове сразу несколько новых объектов. Один из них – построенный «с нуля» новый учебный корпус, предназначенный для занятий студентов I и II курса (более 3 500 человек). Общая площадь его помещений составляет почти 50 тысяч квадратных метров. Там расположены 140 лекционных аудиторий, многочисленные компьютерные классы и специализированные лаборатории, спортивный комплекс, столовая, административные помещения. Возведение столь масштабного учебно-научного объекта, безусловно, является беспрецедентным не только для высшей школы города, но и всей Российской Федерации.

IХ. Многофункциональный комплекс «Горный»

Второй новый объект университета – МФК «Горный», предназначенный для проведения международных научных и учебных конференций, семинаров, организации образовательных циклов по изучению иностранного языка, повышения квалификации, проживания участников различных форумов, в роли организатора которых выступает Горный университет. Общая площадь комплекса – 23 тысяч м2. Она включает в себя общежитие на 420 мест, аудиторный фонд, столовую, конгресс-холл.

Х. Конгресс-холл

В конгресс-холле МФК «Горный» проходили такие статусные международные мероприятия как Российско-Германский сырьевой форум, Российско-Британский сырьевой диалог, Международный угольный конгресс, Форум будущих лидеров международного нефтяного совета и многие другие.

Их участниками были известные учёные и общественные деятели из многих стран мира, руководители крупнейших промышленных предприятий и минерально-сырьевых компаний, российские и зарубежные политики.

ХI. Общежития

Горный университет на протяжении многих лет проводит целенаправленную политику, направленную на создание дополнительных комфортабельных мест для проживания иногородних учащихся. Так, в 2013 году вузом было построено новое общежитие для студентов, рассчитанное более чем на 650 мест (Наличная ул., 46/2). В 2015 году на месте бывшей лаборатории Горного (улица Шевченко, дом 19, к.2), давно пришедшей в негодность, также было возведено новое здание – общежитие, предназначенное для проживания 112 студентов и аспирантов.

В 2019 году университет ввёл в эксплуатацию после реконструкции 15 тысяч м2 площадей. Три с половиной из них занимает новое общежитие на Наличной улице, 10. В нём расположено 90 комнат, рассчитанных на проживание 185 человек. В каждой из них, как и в предыдущих случаях, - собственный санузел. Кроме того, к услугам студентов – три кухни, кафе, тренажёрный зал, прачечная и компьютерный класс.

ХII. Партнёры

Развитая инфраструктура и высокий уровень профессорско-преподавательского состава позволяют выпускникам вуза быть востребованными на рынке труда. Большинство из них ещё будучи студентами пополняют кадровый резерв крупнейших отечественных и зарубежных компаний – партнёров Горного университета. Таких как «ФосАгро», «Новатэк», «Газпром нефть», «Роснефть», «Тоталь» и многих других.

Их представители ежегодно проводят со студентами вуза встречи, где рассказывают о корпоративных требованиях и перспективах дальнейшего трудоустройства. Ранний «поиск талантов», как отмечают работодатели, необходим для формирования надежного кадрового резерва, чтобы через 5–10 лет не испытывать дефицит высококвалифицированных специалистов.

ХIII. Визит Владимира Путина

26 января 2015 года Президент России Владимир Путин посетил с рабочим визитом Горный университет. Он ознакомился с рядом исследований учёных вуза, а также поздравил его учащихся с Татьяниным днём. Владимир Путин, в частности, отметил:

С удовольствием посмотрел на институт, им можно гордиться, конечно. Думаю, вы это сами все видите, понимаете. И уровень профессорско-преподавательского состава, технической оснащённости, организации самого учебного процесса – это здорово. Приятно, что у нас есть высшие учебные заведения инженерного профиля такого уровня. Для нашей страны это особенно важно. Это важно для всех, но для нашей огромной территории с большой минеральной базой это важно особенно.

ХIV. Знак качества

Диплом Горного – это знак качества, прекрасная путевка в жизнь. Высокий потенциал выпускников старейшего технического вуза России, подтвержденный их трудом в различных отраслях экономики, наглядно демонстрирует, что университет вносит достойный вклад в развитие интеллектуального потенциала нашего общества, экономического благополучия страны.

Назад