Алексей Шалыгин

Доцент кафедры транспорта и хранения нефти и газа

Как бы ни хотели преподаватели, «втиснуть» все необходимые современному инженеру знания и навыки в узкие рамки бакалавриата, совершенно точно не получится. Какими-то из них в любом случае приходится жертвовать. Причём, такая ситуация характерна практически для всех направлений, в том числе, и для одного из наиболее популярных – нефтегазового дела. При изучении перечня предметов, которые отсутствуют в программах, рассчитанных на 4 года, становится вообще не понятно, каким образом студенты, обучающиеся по лекалам Болонского процесса, смогут в обозримом будущем выдерживать конкуренцию за места во флагманских отечественных компаниях.

«Учебные планы специалитета на нашем факультете предусматривают, например, изучение таких дисциплин, как получение, транспортировка и хранение СПГ или дистанционное управление интеллектуальным месторождением. Студенты кафедры бурения скважин получают углублённые знания в области физики и химии буровых растворов. Сегодня подобные компетенции крайне востребованы у работодателей, но бакалавры получить их совершенно точно не успевают», - пояснил доцент кафедры транспорта и хранения нефти и газа Горного университета Алексей Шалыгин.

Не успевают они обрести и необходимые будущему инженеру навыки, поскольку проходят производственную практику лишь один раз – по окончанию третьего курса. Через год после этого они отправятся писать дипломную работу, а их сверстники со специалитета в это время в очередной раз поедут «в поля» - закреплять полученный ранее опыт. Ещё одна стажировка на предприятии или месторождении, в ходе которой можно окончательно определиться со своим будущим работодателем, пройдёт после пятого курса.

«Некоторые студенты попросту боятся на первых порах подходить к нефтегазовому оборудованию. То есть на стендах они работают нормально, но как только попадают в реальные условия, у них начинается мандраж, связанный с опасением сделать что-то не так. Ничего страшного в этом нет, со временем они привыкнут. Но проблема в том, что у бакалавров-то как раз этого времени и нет. Всего лишь одной производственной практики, конечно же, недостаточно. Поэтому решение об увеличении её сроков в общей сложности до 10 месяцев - абсолютно правильное, оно позволит молодым людям получить все необходимые для дальнейшей самореализации навыки, - уверен Алексей Шалыгин.