Научная деятельность

Конференции, проведенные в 2017 году

26 октября – 27 октября 2017 г. в Санкт-Петербургском горном университете по инициативе кафедры русского языка и литературы состоялась VI Международная научно-методическая конференция «Актуальные проблемы гуманитарного знания в техническом вузе».

На конференции обсуждались проблемы, связанные с преподаванием дисциплин гуманитарного цикла в техническом вузе. Прозвучали доклады и выступления, представляющие дисциплины «Русский язык и культура речи», «Культурология», «Риторика», «Русский язык как иностранный», «Иностранные языки», «Философия», «Отечественная история», «Экономика», естественнонаучные дисциплины.

В конференции приняли участие 132 человека: преподаватели из 13 городов Российской Федерации (включая преподавателей из 18 вузов Санкт-Петербурга), а также из г. Сан-Паулу (Бразилия), г. Тулуза (Франция), г. Триест (Италия), г. Ольштын (Польша), г. Гливице (Польша).

На пленарном заседании, посвященном теме «Проблемы лингвоэкологии: культура мысли и культура речевого общения», к участникам с приветственным словом обратился проректор по образовательной деятельности Горного университета профессор А.П. Господариков. Во вступительном слове заведующая кафедрой русского языка и литературы профессор Д.А. Щукина обобщила опыт работы кафедры в области преподавания речеведческих дисциплин, подчеркнув, что учебная, организационно-методическая и воспитательная деятельность кафедры русского языка и литературы в первом техническом высшем учебном заведении России соотносится с проблематикой научно-исследовательской работы, направленной на оптимизацию профессионально ориентированного общения, культуры профессиональной речи в техническом вузе.

Работа проходила в следующих формах: пленарное заседание, секционные заседания, мастер-классы и итоговое заседание. С докладами выступили ведущие российские ученые, представившие с различных научных позиций формы и методы изучения текстов различных функциональных стилей и обозначившие направления развития у студентов навыков аналитической работы с текстом.

Одновременно работало семь секций, представлявших широкий спектр проблем, связанных с изучением гуманитарных дисциплин в техническом вузе: «Современная языковая ситуация и вопросы культуры речи»; «Инновационные технологии в практике преподавания гуманитарных дисциплин в техническом вузе»; «Проблемы взаимодействия и развития русского языка и культуры в современной России»; «Русская литература в современном образовательном пространстве»; «Риторика как учение об эффективной речи и стиль жизни современного информационного сообщества»; «Традиционное и новое в практике преподавания русского языка как иностранного»; «Социокультурные тенденции современности».

Были рассмотрены теоретические и практические вопросы, связанные с проблемами современной речевой практики, пути внедрения инновационных технологий в практику преподавания гуманитарных дисциплин в техническом вузе, вопросы методики преподавания русского языка, литературы, культурологии и русского языка как иностранного, а также концепция профессионально ориентированной риторики.